Консультация для педагогов. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж

 


Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.

Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот возрастной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Предлагаю картотеку массажа и самомассажа для детей дошкольного возраста. 

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

 «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме,  дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет  интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами увидите, как загорятся глаза ваших воспитанников.

Игровой массаж и самомассаж для детей дошкольного возраста

В данной картотеке «Игрового самомассажа» я подобрала упражнения игрового самомассажа из собственного опыта, опробированные с детьми нашего детского сада. 

Самомассаж «Путешествие»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, хлопают в ладоши
Наши ушки слышат стук
Вот ладошечки шуршат,        потирание ладоней друг о друга
Наши пальчики трещат.         потирание кулачков друг о друга
Теперь в ладоши громко бей,        хлопки
А теперь ты их согрей.                 ладони на щёки
К путешествию готовы?               кулаки на коленях
Да! руки вверх, ладони раскрыть
В путь отправимся мы снова:            вращательные движения кистями

Сядем мы на самолет

И отправимся в полет.            руки вытянуты в стороны, ладони напряжены

Мы теперь на корабле,             ладони лодочкой,

Нас качает на волне.                 одна вверх, вторая вниз

Едет поезд,                               ребром ладони двигаем по коленям

Колеса стучат.                         кулачки стучат по коленям

В поезде много веселых ребят.      подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени

Самомассаж «Мурка»

У нашей Мурки шерстка гладкая                   гладят кошку
А у деток волосики? Тоже!                             гладят себя по голове
У нашей мурки лапки мягкие.                        гладят у кошки лапки
А у деток ручки тоже?                                     поглаживают кисти рук
У нашей Мурки ушки красивые.                    гладят уши у кошки
А у деток ушки? Тоже!                                    щиплют ушки
У нашей Мурки носик маленький.       прикасаются к носику у кошки
А у деток носик? Тоже!                                     гладят носик
Наша Мурка песенку поет: «Мяу!»                мяукают

Самомассаж  «Зима»

Вперед рука, назад рука.
Разогрели их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (соединить ладони вместе и потереть ими до нагрева)
Подойдет ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос!    (слегка подергать кончик носа)
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь! (указательным пальцем массировать точку под носом)
А мороз сильней-сильней! (указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ)
Ну-ка, ушки разогрей! (растирать за ушами: “примазывать уши, чтобы не отклеились)

Самомассаж «Стирка»
Раз ладошка два ладошка,
И потрем ещё немножко(поворот ладони, поглаживание)
Раз хлопок, два замок(хлопок ладоней, руки в замок)
Чтобы выжать сильно смог( крутим в одну и другую стороны)

Самомассаж «Умная головка»

Наша умная головка

Думала сегодня ловко (погладить себя по голове).
Ушки все услышали (погладить ушки),
Глазки посмотрели (погладить веки),
Ручки все исполнили (погладить ладошки),
А ножки посидели (погладить ножки).

Самомассаж  «Дождик»

Массаж спины

Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!

Дети встают друг за другом «паровозиком» и прихлопывают друг друга по спинкам.

Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите,- Бом! Бом! Бом!

Постукивают пальчиками.

Почитайте, поиграйте,- Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте, Бом! Бом! Бом!

Поколачивают кулачками.

Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!

Поглаживают ладошками.

Самомассаж  «Улитка»
Массаж рук.

Домик едет по тропинке - объезжает все тропинки.

Растирающие круговые движения кулачком от кисти к плечу.

То улитка ползёт, домик на себе везёт.

«Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу.

Вот подул ветерок, закачался листок.

Поколачивание кулачками.

И опять по травинке

Поглаживание руки ладонью.

Медленно ползёт улитка.

При повторении делается массаж другой руки.

Самомассаж  «Ежик»

Массаж головы.

На комод забрался ёжик.

У него невидно ножек.

У него, такого злючки,

Не причёсаны колючки.

Круговой массаж черепа. И.П.- правая ладонь на лбу, левая- на затылке. Затем правая ладонь, поглаживая правый висок, перемещается к затылку, а левая через левый висок уходит ко лбу. Ладони и пальцы надавливают на кожу.

И никак не разберёшь-

Щётка это или ёж?

Средними пальцами  массировать круговыми движениями точки у основания черепа на затылке.

Самомассаж «Мишка в лесу»                

Массаж стоп.

Ду- ду- ду- от медведя я уйду.

Согнуть пальцы правой руки («грабелька») и энергично провести ею 6 раз по подошве левой ноги от пальцев к пятке.

Да- да- да- не ходи, медведь, сюда.

Сжимать кончик большого пальца.

Ды- ды- ды- на тропинке чьи следы?

Разминать пальцы ног руками.

Оди- оди- оди- мишка в лесу бродит.

Плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, 3 раза сдавить и отпустить его.

Ди- ди- ди- ну, мишка, погоди!

Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги. При повторении поменять ногу.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Юный Лыжник

Фото отчет. Спортивный праздник «Вместе с мамой» средние группы